Цели: формировать навыки безопасного поведения на дороге.
Задачи: закрепить названия некоторых видов транспорта. Формировать у детей понятие «улица», «дорога», «тротуар», «проезжая часть», их значение. Уточнить представление о светофоре и назначение каждого его цвета. Подвести детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Уточнить знания детей о работе полицейского. Познакомить детей с некоторыми знаками дорожного движения: «пешеходный переход», «остановка общественного транспорта», «подземный переход».
Персонажи: «Красная шапочка», «Волк», «Светофор», Продавец мороженого, Мама, Постовой.
Развёрнутое содержание игровой ситуации.
Красная шапочка ходит поливает цветы. Мама укладывает пирожки в корзину.
Мама: Красная шапочка я испекла пирожки. Сходи навести бабушку и отнеси ей угощение. Только будь осторожна, на улице тебя может подстерегать много опасностей. Будь внимательна.
Красна шапочка: «Хорошо, мама (про себя – Какие могут быть опасности на улице? Я ведь уже большая и ничего не боюсь) ».
(Красная шапочка берёт корзину и отправляется в путь. Улица. Дорога. Едут машины. Тротуар – идут люди.)
Красная шапочка: что это люди идут по такой узкой дорожке? Пойду – ка я по широкой. (выходит на проезжую часть. Раздаются сигналы машин. Свист постового.)
Постовой: Кто это нарушает правила дорожного движения? Такая красивая девочка и не знает, где должны ходить пешеходы?
Красная шапочка: А кто такие «пе – ше – хо – ды»?
Постовой: Ты не знаешь кто такие пешеходы?
Красная шапочка: Нет.
Постовой: Дети скажите, пожалуйста, Красной шапочке, кто такие пешеходы. К появилось это слово? Где они должны ходить? (по тротуару) А как называется широкая дорога? (проезжая часть) Для кого нужна проезжая часть? (проезжают машины, троллейбусы, автобусы, трамваи)
Красная шапочка: А это что? Как называется?
Постовой: Я сейчас задаю загадки, а ребята их отгадывают и тогда ты узнаешь, как называются эти транспортные средства.
«Удивительный вагон
Посудите сами
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками. »
(Троллейбус)
«Что за чудо синий дом.
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины,
А питается бензином. »
(Автобус)
«Коль бензина дашь напиться,
Вмиг помчится колесница. »
(Автомобиль)
«Две дорожки так узки,
Две дорожки так близки.
И бегут по тем дорожкам
Домики на круглых ножках. »
(Трамвай)
«Дом по улице идёт,
На работу всех везёт
Не на курьих тонких ножках
А в резиновых сапожках. »
(Автобус, троллейбус)
«Внутри народу много,
А на спине два рога. »
(Троллейбус)
«Спозаранку за окошком
Стук, и звон, и кутерьма,
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома. »
(Трамвай)
Постовой: Видишь, девочка, Какие ребята молодцы, всё знают. А как вы думаете ребята, зачем тротуар сделан выше проезжей части? (ответы детей) Ну что, Красная шапочка, поняла теперь кто такие пешеходы и где они должны ходить?
Красная шапочка: Да. Я поняла. Значит я – пешеход и должна ходить по тротуару.
(Постовой отдаёт честь и уходит. Красная шапочка идёт дальше. Через дорогу видит продавца мороженого.)
Красная шапочка: Ой, хочу мороженого.
(Красная шапочка бросается через дорогу. Скрип тормозов. Машины сигналят и появляется постовой) .
Постовой: Это опять ты?
Красная шапочка: А что это я? Я – ничего. А что они (показывает на машины) не могут остановиться, когда я дорогу перехожу?
Постовой: Ребята, объясните, пожалуйста Красной шапочке можно ли где попало переходить дорогу? (Нет, только там, где разрешено.) А как узнать это место? (по полоскам) Зачем нужны полоски? (Чтобы пешеходы сразу заметили, где переходить улицу и чтобы водитель видел издалека. Здесь может появится пешеход и притормозить.) А где ещё можно переходить улицу? (по подземному переходу.)
Постовой: Ну, а теперь, все знаки
Становитесь дружно в ряд
И все правила движения
Расскажите для ребят.
Координация слова с движением.
-Держитесь дорожных правил строго (Воспитатель играет роль постового, одна половина
детей – машины, другая – пешеходы. «Машины»
стоят с одной стороны, «пешеходы» с другой.)
Не торопитесь, как на пожар (Воспитатель машет жезлом.)
И помни: Транспорту – дорога («Машины» проезжают.)
А пешеходам - тротуар (Воспитатель останавливает «машины» и пропускает
«пешеходов».)
«Пешеходный переход».
-Здесь наземный переход,
Ходит целый день народ.
Ты, водитель, не грусти,
Пешеходов пропусти!
«Движение пешеходов запрещено».
-В дождь и в ясную погоду
Здесь не ходят пешеходы.
Говорит им знак одно:
«Вам ходить запрещено! »
«Подземный пешеходный переход».
-Знает каждый пешеход
Про подземный этот ход.
Город он не украшает,
Но машинам не мешает!
«Место остановки общественного транспорта».
-В этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждёт
Он пешком устал шагать,
Хочет пассажиром стать.
Постовой: Поняла, Красная шапочка?
Красная шапочка: Да. Я всё поняла (побежала к «зебре»)
Постовой: Стой, Красная шапочка.
Красная шапочка: Ну что ещё?
Постовой: Ребята, скажите Красной шапочке можно ли сразу переходить дорогу по «зебре»? А как правильно переходить дорогу? (берёт её за руку и ведёт к «зебре»)
Красная шапочка: Подойди и внимательно посмотри на дорогу, не сходя с тротуара. Сначала посмотри налево. Свободна ли дорога? Потом иди быстро, но не беги. Посредине дороги остановись и посмотри направо. Если нет машин, то иди. (постовой переводит Красную шапочку через дорогу. Красная шапочка покупает мороженое и идёт дальше. Вдруг появляется волк.)
Волк: Красная шапочка, привет. И куда это ты направляешься? И чем это вкусным пахнет из твоей корзины?
Красная шапочка: Здравствуй, волк. Иду к бабушке и несу ей пирожки.
Волк: А пирожки наверное вкусные? (вот бы мне один пирожок. Вот бы мне всю корзину.) Давай – ка я тебе помогу донести корзину. Она, наверное, тяжёлая
Красная шапочка: Какой ты добрый волк. Спасибо. (волк берёт корзину и перебегает через дорогу.) Куда ты, стой. (хочет догнать волка, но не может перейти дорогу. Машины едут не останавливаясь. Красная шапочка плачет.) Ну что делать? Где эта «зебра»? (появляется постовой.)
Постовой: Что случилось Красная шапочка? Почему ты плачешь?
Красная шапочка: Волк отнял у меня корзину с пирожками и убежал. А я не могу догнать его. Машины всё едут и едут и никакой «зебры» не видят.
Постовой: Я знаю, как тебе помочь. Бывают в городах улицы, по которым машины всё едут и едут. Можно стоять с утра до ночи. Но здесь помогает… Отгадай загадку и узнай, что тебе поможет.
«У дороги, словно в сказке
На столбе живёт трёхглазка.
Всё мигает и мигает,
Не на миг не засыпает.
(светофор)
Красная шапочка: Помогите мне ребята. (дети помогают отгадать загадку. Постовой подводит Красную шапочку к светофору.)
Постовой: Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный
Горит и день и ночь
Зелёный, жёлтый, красный.
Светофор: Если свет зажёгся красный,
Значит двигаться опасно.
Цвет зелёный говорит:
«Проходите, путь открыт! »
Жёлтый свет – предупрежденье
Жди сигнала для движения.
Постовой: Вот, смотри, Красная шапочка загорелся зелёный, можешь идти. Догоняй волка.
Красная шапочка: Спасибо, большое! (Красная шапочка идёт дальше. Навстречу волк, весь перебинтованный, хромает.)
Красная шапочка: Что с тобой случилось?
Волк: Да вот перебегал дорогу в неположенном месте.
Красная шапочка: Всё понятно, ты не знаешь правил дорожного движения.
Волк: (язвительно) А, ты, конечно, знаешь.
Красная шапочка: Теперь, кое – что знаю. А если что – то забуду или что – то не буду знать, то спрошу у взрослых, я теперь поняла, что на дороге подстерегает много опасностей. Чтобы не попасть в неприятные ситуации, надо знать правила дорожного движения. И тебе, волк, советую их изучить.
Волк: Понял, понял. Прости меня. На забери свою корзину.
Красная шапочка: А давай, волк, пошли вместе к моей бабушке в гости. А по дороге я расскажу тебе, как надо вести себя на дороге. (Красная шапочка и Волк прощаются и уходят.)