Ход занятия.
Дети входят в зал.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие – в страну Почемучек. Но прежде чем куда-то отправиться, нам нужно выбрать вид транспорта.
Вспомните, какие виды транспорта вы знаете?
Дети: Автомобильный, водный, железнодорожный, воздушный.
Воспитатель: А какие сказочные транспортные средства вы можете назвать?
Дети: Ковер-самолет, ступа, печка, сапоги-скороходы, сани.
Воспитатель: Сегодня мы с вами полетим на волшебном ковре-самолете.
(Садятся на ковер, под музыку полетели) .
Воспитатель: Мы приземлились на улицу - почемучек. Что здесь есть?
Дети: Дома, машины, магазины, деревья.
Воспитатель: Чего здесь не хватает?
Дети: Дороги.
Воспитатель: А из чего состоит дорога?
Дети: Из проезжей части и тротуара.
Воспитатель: Какой должна быть проезжая часть?
Дети: Широкой.
Воспитатель: А тротуар?
Дети: Узким.
Воспитатель: Берем широкие листы черного цвета, выкладываем дорогу. Это для транспорта.
Что еще обязательно надо сделать?
Дети: Проложить тротуар.
Воспитатель: По краям с двух сторон выкладываем тротуар для кого?
Дети: Для пешеходов.
(Дети выкладывают дорогу и тротуар) .
Воспитатель: Но на улицах города, идя по тротуару, рано или поздно придется сойти с тротуара. Как вы думаете, почему?
Дети: Чтобы перейти улицу.
Воспитатель: А можно ли где попало перейти улицу?
Дети: Нет, только там, где это разрешено.
Воспитатель: А как узнать это место, где разрешено переходить улицу?
Дети: По полоскам.
Воспитатель: Что за полоски, для чего они нужны и как они называются?
Дети: Зебра, чтобы пешеходы сразу заметили, где переходить улицу и чтобы водитель видел издалека: здесь может появиться пешеход.
(Дети раскладывают зебру) .
Воспитатель: Места, где разрешается переходить улицу пешеходам, обозначаются специальным знаком. Как он называется?
Дети: Пешеходный переход.
(Ставим знак «пешеходный переход») .
Воспитатель: Вот мы подошли к зебре, можно ли сразу переходить улицу?
Дети: Нет – внимательно посмотрим на дорогу, не сходя с тротуара, нет ли машин. Сначала посмотрим налево – машины едут оттуда, потом направо. Если машин нет – тогда иди.
Воспитатель: Но бывают улицы, где машин очень много, можно так стоять до вечера. Что нам поможет на таких улицах?
Дети: Светофор.
(Дети ставят светофор) .
Воспитатель: Ребята, а кто следит за порядком на дорогах?
Дети: Инспектор ГИБДД.
Воспитатель: Да. Сегодня к нам в гости пришел инспектор ГИБДД.
Инспектор: Дорогие ребята, чтобы ваше путешествие было безопасным, я должен вас предупредить, что светофоры бывают транспортные и пешеходные. Какой светофор вы установили?
Дети: Транспортный.
Инспектор: Что обозначают цвета на светофоре?
Дети: Красный – запрещает движение.
Желтый – предупреждает о смене сигналов.
Зеленый – разрешает движение.
Инспектор: (Показывает пешеходный светофор). А это какой светофор?
Дети: Пешеходный. В нем используется два цвета. На них нарисованы человечки: красный – стоит на месте, зеленый – шагает.
(Ставят светофор у перехода) .
Воспитатель: А сейчас я предлагаю провести игру-викторину по правилам дорожного движения.
Чтобы разделиться на команды, проведем игру «Раз, два, три, команду собери». Правила игры. Все участники разбирают жетоны и садятся за столы так, чтобы флажок на столе соответствовал цвету вашего жетона. Команды, занимайте свои места.
И так, у нас есть три команды: «КРАСНЫЙ ОГОНЕК», «ЖЕЛТЫЙ ОГОНЕК», «ЗЕЛЕНЫЙ ОГОНЕК».
1 команда: КРАСНЫЙ ОГОНЕК
Самый строгий – красный свет.
Стой! Дороги дальше нет!
2 команда: ЖЕЛТЫЙ ОГОНЕК
Желтый свет - предупрежденье –
Жди сигнала для движенья.
3 команда: ЗЕЛЕНЫЙ ОГОНЕК
Когда горит зеленый свет,
Проходи, препятствий нет!
Воспитатель:
Кто знает правила движенья,
Тому почет и уваженье!
Воспитатель: Мы начинаем нашу игру – викторину.
Дети, вы помните сказку «Цветик-семицветик»? В этой сказке волшебница подарила девочке Жене цветок-семицветик, и Женя смогла исполнить семь своих желаний. Сегодня нам подарила такой же цветок фея светофорных наук. Это удивительный цветок, на каждом его лепестке фея написала нам необычные задания. А вот и пожелание:
«По моему хотению,
По моему велению
Сделай детей умными и
Внимательными на дорогах»!
Дети, чтобы не попасть в беду, надо знать правила дорожного движения, и не только знать, но и соблюдать их. Давайте оторвем один лепесток и узнаем, что там написано.
Инспектор: Оторвем лепесток и узнаем следующее задание от феи светофорных наук.
Игра «Собери знак и расскажи, что он обозначает».
Воспитатель: Вспомните, ребята, на какие группы можно разделить все знаки?
Дети: Предупреждающие, разрешающие, запрещающие.
Воспитатель: А теперь для вас задание. Это задание, ребята, на время. Какая команда быстрее соберёт разрезанный дорожный знак.
(В этом задании используются дорожные знаки, разрезанные на несколько частей:
1 команда –собирает предупреждающие знаки,
2 команда – разрешающие знаки,
3 команда – запрещающие знаки) .
(Дети рассказывают, какой знак они собрали) .
Инспектор: Оторвем следующий лепесток и узнаем, что там написано.
Следующее задание - Игра: «Кто быстрее соберет светофор».
Воспитатель: (Командам вручается жезл и объясняется задание: каждый участник команды должен участвовать в сборке светофора из кубиков. Побеждает команда, раньше и без ошибок закончившая сборку светофора. В трех коробках находятся по 3 белых кубика и по одному цветному: красный, желтый и зеленый. По сигналу участники команд подбегают к коробкам, вынимают из коробок кубики, возвращаются на место, передавая жезл следующему, каждый следующий участник берет из коробки другой кубик, продолжая сборку светофора. Кубики кладут один на другой в следующей последовательности: белый, красный, белый, желтый, белый, зеленый) .
(Садятся на места) .
Инспектор: Оторвем еще один лепесток и узнаем следующее задание.
Конкурс «Дорожные ситуации по картинкам».
Воспитатель: Ребята, а теперь послушайте следующее задание: каждой команде будет предложено рассмотреть плакат. Вам необходимо определить, какие нарушения правил дорожного движения допущены на плакате и как бы поступили вы.
Инспектор: Оторвем еще один лепесток и узнаем следующее задание.
Следующее задание «Отгадалки».
Задание для команды «Красный огонек»:
Какого сигнала светофора не хватает в стихотворении «Мой веселый звонкий мяч»? (Зеленого) .
Для команды «Желтый огонек»:
Из какой книги эти строчки: «Рассуждать Степан не стал, светофор рукой достал, в серединку заглянул, что-то где-то подвернул»? («Дядя Степа»)
Для команды «Зеленый огонек»:
В какой сказке, у какого героя имеется шапка такого же цвета, как сигнал светофора? (Красная Шапочка») .
Задание для команды «Красный огонек»:
Название стихотворения, в котором «ехали медведи на велосипеде»? («Тараканище») .
Для команды «Желтый огонек»:
Какое насекомое одного цвета с сигналом светофора и живет в траве? (Кузнечик) .
Для команды «Зеленый огонек»:
В каком произведении и кому трамвайчиком перерезало ножки? («Доктор Айболит». Зайчику.)
Инспектор: Оторвем последний лепесток и узнаем задание.
Закончим нашу игру шуточными загадками. Нужно будет отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья! » или молчать.
Итак, отвечает 1-я команда.
1. Кто из вас идет вперед
Только там, где переход?
2. Кто летит вперед так скоро,
Что не видит светофора?
Вопросы 2-й команде:
1. На дорогах, где машины,
Кто пинает с другом мяч?
2. Знает кто, что красный свет
Это значит – хода нет?
Вопросы 3-й команде:
1. У кого терпенья нет
Подождать зеленый свет?
2. А кто слушает без спора
Указаний светофора?
Воспитатель: Наша игра подошла к концу. Сегодня вы узнали много нового и интересного.
Ребята, закон улиц и дорог, который называется «Правила дорожного движения», – строгий. Он не прощает, если пешеход идет по улице, как ему вздумается, не соблюдая правил. Но этот закон очень добрый – он охраняет от страшного несчастья, бережет жизнь людей.
Теперь я вижу, что вы готовы пойти в школу. И пусть вам в пути светит только зеленый цвет. Никогда не забывайте Правила дорожного движения. Соблюдайте их. И сегодня мы выдаем вам удостоверение о том, что вы сдали экзамены по ПДД.