Вос-ль: Ребята, к нам прибыл гость из сказочного Цветочного города, сейчас он появится (входит Незнайка). Вы узнаете нашего гостя? Кто это?
Дети: Незнайка.
Вос-ль: Но Незнайка чем-то смущен, огорчен. Скажи, Незнайка, что с тобой случилось?
Незнайка:
Попав в большой и шумный город,
Я растерялся. я пропал.
Не зная знаков светофора,
Чуть под машину не попал!
Кругом машины и трамваи,
То вдруг автобус на пути.
Признаться честно, я не знаю,
Где мне дорогу перейти.
Ребята, вы мне помогите
И. если можно, расскажите,
Дорогу как переходить,
Чтоб под трамвай не угодить!
Вос-ль: Наши ребята уже знакомы с самыми главными правилами дорожного движения. Они тебе, Незнайка, расскажут и покажут, как вести себя на улицах большого города. Вот скажи, Незнайка, ты к нам на чем приехал? (На автобусе) Как следует себя вести, если ты вышел из автобуса и тебе надо перейти на другую сторону улицы?
Н. : Надо обойти автобус. А еще проще - пролезть между колесами.
Вос-ль: Ребята, поможем Незнайке, он совсем запутался. (Надо подождать, пока автобус отойдет. А если рядом обозначен переход, надо переходить только по нему.)
Вос-ль: Незнайка, а вот скажи, можно ли играть на проезжей части?
Н. : Смотря во что. В шахматы нельзя!
Вос-ль: А почему?
Н. : Машины мне фигуры посбивают. А вот в мячик можно. Еще как! (Достает иллюстрацию «Игра с мячом на дороге») .
Вос-ль: А вы, ребята, согласны с Незнайкой? (Обсуждение ситуации детьми) Предлагаю с помощью карточек-символов выполнить схему по данной ситуации на дороге. Что могло стать причиной аварии и попадания лисенка в больницу?
Н. : Ну ладно, с мячом больше никогда играть не буду даже рядом с дорогой. Я на санках люблю кататься. Вот так! Посмотрите как здорово! (Достает иллюстрацию. Обсуждение детьми, выкладывание схемы по данной ситуации).
Вос-ль: Вот видишь, Незнайка, и на санках тоже опасно кататься возле дороги.
Н. : Ну тогда я буду просто переходить проезжую часть без мяча и санок, с друзьями. Вот так! (Достает иллюстрацию «Переход проезжей части в неположенном месте». Обсуждение, выкладывание карточек-символов) .
Вос-ль: А вот, посмотри, Незнайка на зайчишку. Что же с ним могло случиться?
Н. : С кровати наверное упал.
Вос-ль: А что об этом ребята думают? (Обсуждение) Незнайка, ты знаешь, что это такое? (показывает светофор).
Н. : Нет, но я уже видел что-то похожее.
Вос-ль: Ребята, расскажите, для чего он нужен? Какие сигналы светофора вы знаете?
С виду грозный и серьезный
Очень важный светофор
С перекрестка, с перекрестка
На меня глядит в упор.
Все, что хочет он сказать,
Я умею, я умею
По глазам его читать!
Различать ты должен ясно
Цвет зеленый, желтый, красный.
3апомнил, Незнайка?
Вос-ль: Сейчас мы проведем игру на внимание и проверим вас, ребята и Незнайку как вы умеете переходить улицу.
Игра «Перейти улицу». (В зале проводят 2 параллельные линии, одна от другой на расстоянии 7-10 шагов. Это улица. Играющие выстраиваются двумя командами друг против друга на разных сторонах улицы. Условия игры: когда ведущий делает взмах зеленым кружком, играющие идут вперед, красным - назад, желтым - стоят на месте. Вос-ль по-разному чередует цвета. Если он взмахнет кружком один раз - надо сделать одни шаг в ту или иную сторону, если два - два шага и т. д. Те, кто ошибаются, выбывают из игры. Побеждает команда, игрок которой первым перейдет улицу.)
Н. : Ну вот, я кое-чему уже научился и мне не терпится вернуться в свой городок и научить этому своих друзей. Ребята, хотите побывать у меня в гостях? Но попасть мы туда сможем только с помощью волшебных слов: «Красный - стой! Желтый - Жди! А зеленый
- проходи! » (Открываются жалюзи) .
Все попадают на улицу Цветочного города. (Знаки на улице расположены неправильно, пешеходы - на проезжей части).
Вос-ль: Ребята, посмотрите, в этом городе никто не соблюдает правил дорожного движения и знаки не на своих местах. Поможем навести порядок?
Дети: Да.
Вос-ль: задает вопросы:
1. Где должны ходить пешеходы? (ставят пешеходов на тротуар)
2. Где должны ездить машины? (располагают машины на проезжей части)
3. Что обозначает пешеходный переход?
4. Как регулируется движение на улице?
Ребенок: Внимание, глядит в упор
На вас трехглазый светофор
Зеленый, желтый, красный глаз.
Он каждому дает приказ.
(ставит знак светофора на перекресток)
5. Для чего дорожные знаки предназначены? (дети расставляют знаки в нужные места).
въезд запрещен И зайчишку, и Маришку,
(запрещающий знак) И соседского мальчишку
Четко знак оповещает:
Въезд машинам запрещает.
место остановки автобуса
(информационно-указательный)
У посадочных площадок
Пассажиры транспорт ждут.
Установленный порядок
Нарушать нельзя и тут.
автозаправочная станция (знак сервиса)
Здесь заправится машина,
Выпьет три ведра бензина.
Поможет знак машине каждой,
Если та страдает жаждой.
пункт первой медицинской помощи (знак сервиса)
Ната с куколкой в тревоге.
Нужен доктор им в дороге.
Не смотрите грустным взглядом,
Помощь близко! Доктор рядом!
движение на велосипеде запрещено (запрещающий)
Ездят здесь одни машины,
Грозно их мелькают шины.
у тебя велосипед?
Значит - стоп! Дороги нет!
пешеходный переход (информационно-указательный)
Этот знак такого рода:
Он на старте пешехода.
Переходим с куклой вместе
Мы дорогу в этом месте.
осторожно, дети (предупреждающий)
Я хочу спросить про знак
Нарисован знак вот так:
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда-то
6. Как определить, какое движение на проезжей части: одностороннее или двустороннее?
Далее предлагается детям «проехать» по улице, соблюдая правила дорожного движения. Кто-то из детей выполняет роль пешехода.
Незнайка благодарит ребят, говорит, что он вспомнил, где видел светофор, у него есть рисунки.
Н. : А теперь я всем ребятам хочу подарить вот такой маленький светофор, но посмотрите, нужно дорисовать. Вы сейчас придете в группу, возьмете цветные карандаши и дорисуете так, как должны располагаться сигналы светофора.
Дети прощаются с Незнайкой.