ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ. Работа учителей-логопедов по формированию знаний о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста .
ДОСУГ:
Задачи:
- Учить различать проезжую часть дороги, тротуар, перекресток, пешеходный переход «зебра»;
- Расширить знания детей о правилах дорожного движения и безопасного поведения на улицах города;
- Формировать навыки самосохранения;
- Совершенствовать у детей в играх общую моторику;
- Развивать навыки сценической выразительности;
- Воспитывать чувство коллективизма, умение радоваться своему успеху и
успеху товарищей.
Оборудование:
Кегли 10 шт., 2 ориентира, 2 руля, 4 шара, медали по количеству детей, плотные пластиковые круги желтого, красного и зеленого цвета (по 2 шт. каждого цвета) для игры в «Светофор», схема перекрестка с пешеходным переходом, презентация к развлечению, магнитофон.
Ход игры:
Ведущий: Ребята мы живём в большом, красивом городе с широкими улицами и проспектами. По ним движется много легковых и грузовых автомобилей, едут трамваи, автобусы, троллейбусы. И никто никому не мешает. Это потому, что есть такие чёткие и строгие правила для водителей автомобилей и пешеходов. О них мы сегодня и поговорим. Перейти с одной стороны улицы на другую непросто. Помогают три сигнала светофора для машин, и два для пешеходов.
Ведущий делит участников мероприятия на 2 команды (путем раздачи жетонов). Капитаны придумывают название своей команды.
Вбегает Незнайка.
Незнайка:
Попав в большой и шумный город,
Я растерялся, я пропал.
Не зная знаков светофора,
Чуть под автобус не попал!
Кругом машины и трамваи,
То вдруг троллейбус на пути.
Признаться честно, я не знаю,
Где мне дорогу перейти.
Ребята, вы мне помогите,
И, если можно, расскажите,
Дорогу, как переходить.
Ведущий. Незнайка, ребята сейчас тебя научат, как правильно переходить дорогу. Ты внимательно слушай и запоминай!
Первая игра, называется «ДА-НЕТ». На следующие вопросы нужно отвечать словами «да» или «нет». Вопросы задаются командам по очереди. За правильный ответ – жетон.
• Пешеход, если нет тротуара, должен идти по левой стороне обочины навстречу движению.
(Да)
• Место, где пересекаются улицы, называется «перекресток». (Да)
• Подземный переход называется «зебра». (Нет)
• Дорогу, даже на зеленый свет, лучше перебегать как можно быстрее. (Нет)
• Дорожные знаки нужно знать водителю, а не пешеходу. (Нет)
• Существуют специальные светофоры для пешеходов. У них только два цвета - красный и зеленый. (Да)
• Дороги бывают с двусторонним и односторонним движением. (Да)
• Чтобы перейти дорогу с двусторонним движением, надо посмотреть налево, дойти до середины дороги и посмотреть направо. (Да)
Ведущий: а теперь разгадаем кроссворд
По горизонтали: 4. Пересечение двух дорог. 5. Удивительный вагон! Посудите сами: рельсы в воздухе, а он держит их руками. 7. У машины - есть, у телеги - есть, у велосипеда - есть, а у поезда - не счесть. 8. Через реку во всю ширь лег огромный богатырь. Он лежит - не дрожит, по нему трамвай бежит. 9. Специальный камень, отделяющий край тротуара от проезжей части.
По вертикали: 1. Что за чудо этот дом! Окна светлые кругом. Носит обувь из резины. А питается бензином. 2. Этот конь не ест овса, вместо ног - два колеса. Сядь верхом и мчись на нем. Только лучше правь рулем. 3. Где бы нам через дорогу к магазину перейти? Вот за этими ларьками, там, где стрелка у ворот, мы на стрелке этой сами прочитали. 6. Я глазищами моргаю неустанно день и ночь. Я машинам помогаю и тебе хочу помочь.
ОТВЕТЫ
По горизонтали: 4. Перекресток. 5. Троллейбус. 7. Колесо. 8. Мост. 9. Бордюр.
По вертикали: 1. Автобус. 2. Велосипед. 3. Переход. 6. Светофор.
Ведущий: музыкальная пауза (дети исполняют частушки).
Про дорожное движенье
Вам частушки пропоем,
И с плохого поведенья
К сожалению, начнем.
По дороге едет «Волга»,
А за нею грузовик.
Юра ждать не любит долго,
Перед ними напрямик
«Волга» вмиг затормозила,
Грузовик в нее влетел.
Две помятые машины.
Юра шепчет: «Не хотел»
Вова рядышком с дорогой
Захотел в футбол сыграть,
А в итоге: в гипсе ноги
И больничная кровать.
Чтобы не было, дружок,
У тебя несчастий,
Не играй ты никогда
На проезжей части.
Непослушная Кристина
Что ты лезешь под машину,
Ведь у нас для пешеходов
Очень много переходов.
Не бегу через дорогу,
А смотрю на светофор.
Он помощник очень строгий,
Служит людям с давних пор.
А еще есть переход
Прямо под землею.
Не ленись спуститься вниз
Дорожи собою.
Ведущий: Игра «Светофор»: (на красный свет – стоят, желтый – шагают на месте, зеленый – идут).
С каждой команды выходят по 5 детей. Ведущий распределяет детей на пешеходов и водителей. (Сделать имитацию дороги и пешеходного перехода.) Ведущий показывает одновременно водителям красный сигнал, пешеходам - зеленый, и наоборот. Игра проводится 4-5раз.
Ведущий:
Мы играем в «Автодром»
Правила такие в нем:
Змейкой кегли оббежать,
Руль другому передать.
Игра - эстафета «Автодром». Игроки по очереди бегут змейкой между кеглями. Побеждает та команда, которая первой справится с заданием.
Ведущий:
В далёкой Австралии
Кенгуру живёт
Как спортсменка прыгает,
И траву жуёт.
Вам травы не предлагаю,
А попрыгать приглашаю.
Игра - эстафета «Кенгуру спешит домой» (конкурс для капитанов) .
Игроки двигаются прыжками, с шариками, зажатым между колен. Оббежав
ориентир, возвращаются такими же прыжками. Побеждает та команда, которая первой справится с заданием.
Ведущий: Существуют знаки запрещающие и разрешающие. Будем их раскрашивать (2 запрещающих и 2 разрешающих знака) .
Награждение участников спортивных соревнований медалями.
Незнайка:
Я так счастлив, я так рад,
Что попал к вам в детский сад.
Смогли меня вы научить,
Как по улицам ходить!
Ведущий: Вот и подошёл к концу наш праздник, и в заключение хочется сказать:
Если вы серьезно приняли решенье: прожить лет сто и более того,
Без уваженья к правилам движенья с затеей той не выйдет ничего!
Библиография:
• Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3-7 лет. - М. : 2008.
• Нищева Н. В. Занятие на тему «Перекресток», Дошкольная педагогика, май-июнь 2003.
• Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в разных возрастных группах детского сада для детей с ОНР;
С-Пб. »Детсво-Пресс 2008
• Занятия по правилам дорожного движения /под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. - М. : ТЦ Сфера, 2009.
• Старцева О. Ю. Школа дорожных наук: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. - М. :ТЦ Сфера, 2009.
• Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «правила и безопасность дорожного движения» - М. : 2003.