Тема: "Весенние улицы города".
Задачи.
Коррекционно-образовательные:
- закрепление полученных знаний о дорожных знаках, правилах поведения на дороге;
- развитие умений применять знания в жизни.
Коррекционно-развивающие:
- развитие неречевых процессов;
- развитие мелкой и общей моторики;
- развитие длительности выдоха.
Коррекционно-воспитательная:
- правила поведения на дороге.
Материал: мнемотаблица «Улица», предметные картинки с изображением транспортной техники, дорожные знаки, иллюстративный материал из пособия А. Добрушина «Как беречь детей».
Ход НОД.
1. Оргмомент.
Пальчиковая гимнастика.
Будем пальчики сгибать - (сжимают, разжимают пальчики) .
Будем транспорт называть:
Автомобиль и вертолет,
Трамвай, метро и самолет
(Поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца) .
Пять пальцев мы в кулак зажали,
Пять видов транспорта назвали.
(Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого) .
Выделение лишнего - назвать виды транспорта, встречающиеся на улицах города.
2. Общее расслабление.
Дети выполняют движения по тексту.
Мчатся бешено машины - По шоссе шуршат их шины.
В конце дальнего пути Слышен шепот: «шу-шу-пгу».
Это шина шепчет шине:
«Я уж больше не спешу».
3. Развитие речевого дыхания, длительности выдоха.
Воспитатель показывает картинку с изображением буксующей машины.
В: Посмотрите на картинку. Что случилось с машиной? Она буксует и не может выехать: дззз-дззз, джжж-джжж (вдох носом, на выдохе произносить звуковые сочетания). Поможем выехать машине, «буксуйте» языком: дззз-джжж. Машина выехала - значит вы ей хорошо помогали.
«Поможем почистить дорогу» - отгадывание загадки.
(Знать транспортную технику, необходимую для уборки дорог в соответствующее время года)
В: Дорогу поливаем И чистим быстро снег,
Весь мусор убираем,
Стараемся для всех.
Асфальтом покрываем
Дорогу каждый год
И делаем разметку,
Пуская краску в ход.
О каких машинах говорится в загадке?
Назовите дорожные машины, что они делают?
4. Упражнение на установление причинно- следственных связей.
В: На дороге ветки, камни,
Оборвались провода,
И машинам не проехать Ни туда и ни сюда.
В: Почему по дороге нельзя проехать машинам?
В: В чем причина затора?
Игра пПо - внимательней смотри, нужный знак возьми".
Выбрать из предложенных знаков, те которые можно встретить на улицах города. Сказать, что это за знак, рассказать о его содержании. Знаки: «Пешеходный переход», «Остановка троллейбуса», «Тоннель», «Перегон скота», «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипеде запрещено», «Крутой спуск».
5. Развитие внимания, памяти.
Отобранные знаки помещаются на доску.
В: Глаза все дружно закрывайте,
Чего, не стало, угадайте. (Дети отвечают, какого знака не стало) .
В: Теперь зажмурясь, (Воспитатель закрывает знаки) .
Раз – два – три.
Знаки по порядку назови.
Различение знаков «Пешеходный переход».
Педагог показывает два знака и просит рассказать о значении их для водителя и пешехода.
В треугольнике шагаю,
Транспорт я предупреждаю:
Скоро место перехода.
Берегите пешехода.
Вот квадрат, в нем треугольник.
Это знает и дошкольник:
В треугольнике идет
По полоскам пешеход.
Этот знак нам очень нужен,
С пешеходами он дружен,
Переходим с вами вместе Мы дорогу в этом месте.
6. Физминутка.
Едем, едем на машине, - имитируют движения рулем.
Нажимаем на педаль. – ногу сгибают, вытягивают.
Г аз включаем, выключаем, - воображаемый рычаг поворачивают
Рукой к себе, от себя.
Смотрим пристально мы вдаль. – приставляют ладонь ко лбу. Дворники счищают капли – руки сгибают в локтях перед собой,
ладони раскрывают.
Вправо, влево. Чистота! – наклоняют руки влево, вправо.
Волосы ерошит ветер – над головой шевелят пальцами.
Мы – шоферы хоть куда! – поднимают вверх большой палец.
7. Составление рассказа «Улица» с опорой мнемотаблицу. План алгоритма составления рассказа:
- дом, в котором ты живешь: низкий, высокий, № дома, этаж, № квартиры;
- улицу украшают деревья, кусты, которые могут скрывать опасность;
- по улице движется транспорт (легковой, грузовой, пассажирский) ;
- транспорт движется в двух направлениях или в одном направлении (двустороннее движение, одностороннее движение) ;
- на улице есть знаки, которые запрещают что-то, указывают на что- то, предупреждают об опасности;
- я перехожу улицу: по «зебре», по знаку «Пешеходный переход», по сигналу светофора, по алгоритму.
8. Дидактическая игра «Что было бы, если бы… »
(создание предполагаемых ситуаций) .
Воспитатель предлагает послушать стихотворение О. Бедарева «Если бы» (рассказывают стихотворение дети) .
Идет по улице один Довольно странный гражданин.
Ему дают благой совет:
- На светофоре красный свет.
Для перехода нет пути.
Сейчас никак нельзя идти.
- Мне наплевать на красный свет! – Промолвил гражданин в ответ.
Он через улицу идет
Не там, где надпись: «Переход»,
Бросая грубо на ходу:
- Где захочу, там перейду!
Шофер глядит во все глаза:
Разиня впереди!
Нажми скорей на тормоза –
Разиню пощади.
А вдруг бы заявил шофер:
- Мне наплевать на светофор!
- И как попало ездить стал.
Ушел бы постовой с поста.
Трамвай бы ехал, как хотел.
Ходил бы каждый, как умел.
Да … там, где улица была,
Где ты ходить привык,
Невероятные дела
Произошли бы вмиг!
Сигналы, крики то и знай:
Машины – прямо на трамвай,
Трамвай наехал на машину,
Машина врезалась в витрину… .
Но нет: стоит на мостовой
Регулировщик постовой,
Висит трехглазый светофор,
И знает правила шофер.
Работа по содержанию стихотворения, оценивается предложенная ситуация.
Воспитатель просит детей представить, что бы стало происходить на дорогах и предлагает (дети заканчивают фразу воспитателя) :
Если бы не было бы на дорогах светофоров, регулировщиков,
дорожных знаков, то
Если бы не было бы транспорта, то… .
Если бы не было бы на дорогах сливных колодцев, то…
Если бы дороги не чистили, то… .
Если бы не было бы правил дорожного движения, то… .
9. Итог занятия.