Цель: Закреплять представления о правилах безопасного поведения на улицах.
Задачи:
Образовательные:
1. Расширить представления детей о правилах поведения во дворе и на улицах города;
2. Понять увидеть детям все то, что представляет опасность для их жизни и здоровья;
3. Закрепить знания детей о видах наземного транспорта;
4. Закрепить знания о правилах поведения пешехода;
5. Закрепить представления о дорожных знаках и правилах безопасности на дорогах.
Развивающие:
1. Расширить кругозор;
2. Развивать речь, расширить словарный запас: мостовая, обочина, зебра, тротуар;
3. Развитие зрительной памяти;
4. Развитие пространственных представлений.
Воспитательные:
1. Воспитывать доброжелательные чувства;
2. Воспитывать сострадание к другим людям (погибшим в ДТП) ;
3. Воспитывать желание быть отзывчивым, помогать другим (Лесовичку) ;
4. Воспитывать нравственные качества;
5. Воспитывать желание делиться своими знаниями.
Материалы к занятию:
1. Иллюстрации с изображением улицы (проезжая часть, тротуар, пешеходного перехода (зебра со светофором, подземного перехода;
2. Картинки из комплекта «Правила дорожного движения для дошкольников»;
3. Макет улицы (из строительного материла) ;
4. Маленькие машинки, зверюшки;
5. Подбор загадок;
6. Письмо старичка Лесовичка;
7. Чистый лист бумаги и ручка для письма Лесовичку.
Ход занимательной деятельности:
-Дети, нам пришло письмо из леса от Лесовичка, прочитаем? (чтение письма) «Здравствуйте дети детского сада №177. Пишет вам Лесовичок из леса. Я хочу приехать в город за подарками для своих зверей — друзей, но переживаю что мне будет трудно ходить по улицам города, т. к. у вас в городе много дорог, машин, а это очень опасно, если не знать правила поведения на улицах города. Я слышал что в городе на дорогах погибает много людей, за год больше 500 дорожно транспортных происшествий, в которых погибают даже дети и очень многие получают ранения. У нас в лесу таких больших дорог нет, у нас дорожки и тропинки лесные. Прошу вас рассказать мне о таких правилах. Я их запомню и приеду в город за подарками. Заранее благодарен. Старичок Лесовичок. »
-Дети, поможем старичку Лесовичку? Но, прежде чем написать ему эти правила, давайте сами вспомним. Чтобы нам легче было вспомнить мы с вами отправимся в путешествие по улицам нашего города.
-Представьте, что мы вышли из детского сада на улицу и пошли пешком. (дети перемещаются по группе)
-Вы любите играть в прятки? Один водит, остальные прячутся.
-А что говорит водящий, прежде чем открыть глаза, помните? (Пора — не пора, я иду со двора). Но, так можно только в игре. А в жизни присказка будет другая: пора — не пора, не ходи со двора! Если ты играешь в салочки — не выбегай со двора, если катаешься на велосипеде. Тут и разговаривать нечего! А сколько во дворе интересного, только играй да играй! Песочница, качели всякие! Но, будь осторожен! Не подходи близко к качелям, если на них кто-то качается. Не раскачивайся очень сильно и держись крепче!
-Поиграли во дворе, пора продолжить путешествие. Выходим на улицу. Тут тебе не тихий спокойный двор. Мчатся автомобили, подъезжают к остановкам автобусы, троллейбусы и другой транспорт. Я вам загадаю загадки про транспорт, а вы отгадаете.
Загадки:
-Конь без гривы и хвоста, ест бензин, не ест овса (автомобиль) ;
-По рельсам бежит, динь-динь звенит (трамвай) ;
-Держусь я только на ходу, а если встану-упаду (мотоцикл, велосипед) ;
-Едет гусь на гусеницах, лязгает, как кузница, длинной ложкой машет, выгребает кашу (экскаватор) ;
-В час, когда на небе синем утром солнышко встает, интересная машина выезжает из ворот, серебристою струею пыль сметает с мостовой, подметает, подбирает все соринки до одной (машина для уборки улицы) ;
-Бывает ли у дождика четыре колеса? Скажи, как называются такие чудеса (поливочная машина) ;
-Рукастая, зубастая идет-бредет по улице, идет и снег грабастает, а дворник только щурится, а дворник улыбается: снег без него сгребается (снегоуборочная машина) .
-Молодцы, отгадали. Так много машин, не долго и растеряться. Но, если знаешь одно очень важное правило, то не растеряешься ни на какой самой оживленной улице. Вот оно: мостовая для машин, тротуар для пешеходов.
-Мостовая, откуда такое слово? На какое слово оно похоже (мост). Раньше улицы мостили, покрывали бревнами или досками.
-Как вы думаете для чего? Много времени прошло, а название сохранилось.
-Итак, вернемся к правилу. Просто так правил не бывает. У каждого есть свой смысл.
-Для чего машинам широкие мостовые (они большие и ездят быстро). А нам, пешеходам, хватит и тротуара. Здесь мы в полной безопасности и удобно: дома, магазины, все рядом, Лесовичку они понадобятся.
-Как вы думаете, зачем тротуар выше мостовой? Мостовую еще называют проезжая часть. Почему?
-А если нет тротуаров, как быть? Здесь наше правило звучит по другому: дорога для машин, обочина для пешеходов. Обочина, откуда такое слово? (обочина - значит сбоку). Но, рано или поздно все равно придется сойти с тротуара. Как вы думаете зачем? (чтобы перейти улицу). Как вы думаете, можно ли где попало переходить улицу? (нет, только там где это разрешено). А как узнать это место? (по полоскам) .Как оно называется (пешеходный переход). Зачем нужны полоски — зебра (чтобы пешеходы сразу заметили, где переходить улицу и чтобы водитель видел издалека: здесь может появиться пешеход). Где еще можно переходить улицу (по подземному переходу). Вот мы подошли к зебре, зебра выложена на полу. Можно ли сразу переходить? Внимательно посмотри на дорогу, не сходя с тротуара. Сначала смотри налево — машины едут оттуда. Свободна дорога, тогда иди быстро, но не беги. По середине дороги остановись и посмотри направо. Теперь машины едут оттуда. Бывают в городах дороги по которым машинам едут и едут. Можно стоять с утра до вечера. Что может помочь нам перейти дорогу? Послушайте загадку:
У дороги, словно в сказке,
На столе живет трехглазка.
Все мигает и мигает,
Ни на миг не засыпает. (светофор)
-Загорелся красный и машины остановились. Зеленый — для нас. Можно идти через дорогу (воспитатель показывает сначала красный, затем желтый и наконец, зеленый круг, ориентируясь на них дети имитируют переход дороги по «зебре». Такие цвета у светофора выбраны не случайно. Какого цвета пожарная машина? Аварийная? (красного). Этот цвет напоминает нам об опасности. А вы знаете, какие машины выкрашены в желтый цвет? Это те которые работают прямо на дороге — бульдозеры, катки, которые укладывают асфальт. И дорожные рабочие одеты в желтые жилеты. Водители издалека видят желтые жилеты, сбавляют скорость. И мы должны быть внимательны увидев желтый глаз светофора. И вот, наконец, зеленый! Это спокойный, приятный цвет, цвет травы и листьев.
-Представьте себе, что вы едете на автобусе. Вдруг он остановился, но водитель двери не открыл. Почему так может быть (автобус остановился у светофора). У пешеходов есть еще помощники — дорожные знаки. Какие знак вы знаете? Рассмотрите и выберите. О чем они рассказывают? (рассматривание дорожных знаков) .
-А сейчас дети, давайте рассмотрим такую трудную ситуацию. В которой оказались невнимательные пешеходы — звери. Например, зайчик побежал на красный свет. Разыграйте с помощью машин разные решения этой ситуации: машины наехали друг на друга, резко затормозив, кто-то наехал на зайчика или он успел перебежать.
-Вот видите дети, как опасно на дорогах. А я рада за вас, что вы знаете правила поведения на улицах города и теперь можете помочь тем, кто этих правил не знает.
-Дети, а мы ничего не забыли? (конечно, написать ответ на письмо старичку Лесовичку) .
-Вы, дети, перечислите мне все правила которые вы знаете, запомнили, только не все сразу — по порядку, а я буду записывать. Затем отправим письмо Лесовичку почтой и будем за него спокойны.