Ход:
Под музыку В. Шаинского «Вместе весело шагать» дети подготовительной группы с воспитателем встречают господина полицейского.
Г-н полицейский: Сегодня мы встретились с вами, чтобы поговорить об очень важном – правилах дорожного движения, культуре поведения на дорогах. Очень скоро вы попрощаетесь с детским садом и пойдёте в школу. Поэтому, нужно очень хорошо знать правила поведения на дорогах города, но ещё важнее – помнить о них и всегда выполнять. Ребята, вы со мной согласны? (Дети: да.) Я посмотрю, как вы знаете и выполняете правила дорожного движения, а в конце дам оценку ваших знаний и поведения.
Выходят два ребёнка подготовительной группы, читают стихотворение Я. Пишумова «Азбука города».
Город, в котором с тобой мы живём,
Можно по праву сравнить с букварём.
Вот она, азбука, - над головой:
Знаки навешаны вдоль мостовой!
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город даёт нам всё время урок.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда!
Звучит музыка, выбегают дети средней группы с героем.
Волк: (отдышавшись) Успели…
Г-н полицейский: А куда вы так спешите?
Волк: Я пришёл к малышам, чтобы они научили меня правилам дорожного движения, а они сказали, что сами ещё мало знают и умеют, и что помогают им всему научится старшие ребята. Вот мы к вам и спешили. Ребята, расскажите и покажите нам, пожалуйста, как пользоваться всеми этими светофорами, знаками и т. д.
Ведущий: Ребята, давайте поиграем все вместе и поможем Волку и малышам разобраться в правилах дорожного движения?
Дети: Давайте (хором) .
Ведущий: А сейчас послушайте загадку, и вы догадаетесь, какая будет наша первая игра.
Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь.
Я машинам помогаю
И тебе хочу помочь.
(Светофор)
Эстафета «Собери светофор». Участвуют дети в парах (подготовительная + средняя группа, 2 команды по 3 пары. Дети должны быстро и правильно выложить модель светофора. А Волк смотрит правильные ли светофоры выкладывают дети.
Ведущий: Послушайте, какое стихотворение про светофор знают дети второй младшей группы.
Трое детей средней группы читают стихотворение.
1-ый ребёнок: Если свет зажёгся красный
Значит, двигаться опасно!
2-ой ребенок: Жёлтый свет – предупрежденье,
Жди сигнала для движенья.
3-ий ребёнок: Свет зелёный говорит:
Пешеходам путь открыт!
Г-н полицейский: Молодцы! Быстро и правильно собрали светофор, а сейчас в игре проверим, что вы не только знаете сигналы светофора, но и выполняете их требования ваши знания.
Ведущий: Мы знаем такую игру, она называется «Внимательный пешеход», и Волк с малышами с нами поиграют, чтобы закрепить знания.
Игра «Внимательный пешеход». Полицейский показывает сигналы светофора, дети на зелёный сигнал гуляют по площадке, на жёлтый – хлопают в ладоши, на красный – стоят на месте. Дети в парах (подготовительная группа + средняя группа) .
Г-н полицейский: Молодцы, доказали что не только сигналы светофора знаете, но и как вести себя в зависимости от их значения. А умеют ли ваши ребята ориентироваться на улице, знают ли они где находятся тротуар, проезжая часть и т. д.
Ведущий: Конечно же знают, мы сейчас поиграем в игру «Кто быстрее покажет и объяснит», и Вы г-н полицейский сами во всём убедитесь. А малыши с Волком внимательно посмотрят и запомнят.
Волк: Да, это очень важно, мы с удовольствием вас послушаем, а потом все вместе поиграем.
Игра «Кто быстрее покажет и объяснит». Каждому ребёнку из подготовительной группы надо объяснить и показать одно из понятий (на макете) :
• пешеходный переход;
• тротуар;
• проезжая часть;
• перекрёсток;
• остановка;
• дорожный знак.
Повтор игры в парах (подготовительная группа + средняя группа). «Кто правильно поставит матрёшку на это место на макете».
Г-н полицейский: Замечательно поиграли, надеюсь, малыши вместе с Волком всё запомнили?
Волк: Конечно, очень интересная игра. Но только дорожных знаков так много… А вы не могли бы нам помочь в них разобраться?
Ведущий: С удовольствием поможем, правда, ребята?
Дети: Да.
Ведущий: Я буду загадывать загадки о дорожных знаках, а вы все вместе их отгадывайте и расставлять эти знаки на макете.
По полоскам чёрно-белым
Пешеход шагает смело.
Кто из вас ребята знает –
Знак что этот означает?
Дай машине тихий ход….
(пешеходный переход)
У посадочных площадок
Пассажиры транспорт ждут
Установленный порядок,
Нарушать нельзя нам тут
(остановочный пункт)
В дождь и в ясную погоду
Здесь не ходят пешеходы.
Говорит им знак одно:
«Вам ходить запрещено»!
(движение пешеходов запрещено)
Видишь знак? Его значенье –
Двух дорог пересеченье.
Равнозначны две подружки,
Две дороженьки резвушки.
(перекрёсток)
Заболел живот у Ромы,
Не дойти ему до дома.
В ситуации такой
Нужно знак найти какой?
(пункт медицинской помощи)
Я хочу спросить про знак,
Нарисован он вот так.
В треугольнике ребята.
Со всех ног бегут куда-то.
(осторожно дети)
Г-н полицейский: Молодцы, много знаков знаете.
Ребёнок из подготовительной группы читает стихотворение.
Это всем должно быть ясно, -
Даже тем, кто ходит в ясли.
Должен знать ты каждый знак,
Он стоит не просто так.
Ведущий: В следующей нашей игре мы проверим, как вы запомнили знаки и приглашаем волка с малышами поиграть вместе с нами.
Игра «Собери и назови знак». Дети делятся на пары (подготовительная +средняя). Каждая пара собирает свой знак, и волку мы тоже дадим собрать знак.
Знак разрезан на несколько частей.
По окончании дети должны сказать, какой дорожный знак у них получился.
Г-н полицейский: Справились с дорожными знаками, пора и поиграть.
Волк: А в какую игру мы будем играть?
Ведущий: А игра наша называется «Воробышки и автомобили».
Подвижная игра «Воробышки и автомобили». Играют все дети: дети подготовительной группы – автомобили, а малыши с волком воробышки.
Г-н полицейский: Понравилось играть? А как вы думаете, когда мы играли в эту игру, все правила дорожного движения соблюдали? Какое правило нарушили воробышки? (Играть на проезжей части запрещено.) Но мы же с вами не воробышки? Мы знаем правила дорожного движения, поэтому играть на проезжей части никогда не будем.
На проезжей части, дети,
Не играйте в игры эти!
Бегать можно без оглядки
Во дворе и на площадке!
Волк: Это очень важное правило. И мы с ребятами его хорошо усвоили.
Г-н полицейский: Ну, где играть надо малыши с волком запомнили. А теперь научите их, как переходить дорогу.
Волк: Да, да. Это очень, очень важно. Мы будем внимательно слушать и запоминать.
Игровая ситуация «Помоги другу перейти дорогу». Трое детей из подготовительной группы обучают младших детей (по 2 ребёнка на каждого). Ребёнок сначала рассказывает, как надо действовать, а потом показывает.
1. Ситуация. Как правильно перейти дорогу, если нет «зебры», знака «пешеходный переход» и светофора.
2. Ситуация. Как правильно перейти дорогу, где нет светофора, но есть «зебра» и знак «пешеходный переход».
3. Ситуация. Как правильно перейти проезжую часть, где есть пешеходный светофор.
Ведущий: В следующих играх мы покажем и расскажем правила поведения в общественном транспорте, где надо ожидать его, как переходить дорогу, если вышли из автобуса, и научим малышей.
Ведущий: Что за чудо этот дом,
Окна светятся кругом.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
(автобус)
«Аккуратный водитель». Дети делятся на 2 команды. Дети подготовительной группы водители автобуса, малыши – пассажиры. Водитель надевает на себя обруч. Пассажир цепляется за обруч. «Водитель» говорит «Осторожно, двери закрываются! » и дети обегают фишку. «Подъезжая» к месту передачи эстафеты, «водитель» говорит «внимание, остановка! ». Передают обруч, следующая пара выполняет тоже самое.
Г-н полицейский: Культурный пассажир должен знать, что разрешается, а что запрещается в транспорте. Сейчас мы с вами поиграем, будьте внимательны. Я начну фразу – вы закончите.
Игра «Культурный пассажир» (запрещается - разрешается).
Ехать зайцем, как известно… (запрещается) .
Уступить старушке место… (разрешается) .
Всех расталкивать, кричать… (запрещается) .
А тихонечко стоять… (разрешается) .
В мяч играть на остановке… (запрещается) .
Пропустить маму с ребёнком… (разрешается) .
Обходить автобус сзади… (разрешается) .
Ну а спереди, конечно… (запрещается) .
Волк: Очень интересная игра, и легко помогает запомнить все правила культурного пассажира.
Г-н полицейский: Как бы не был труден путь,
Ты в дороге вежлив будь,
Место малым или старым
Уступить не позабудь!
Ведущий: Послушайте стихотворение и скажите о чём в нём говориться.
Я знаток дорожных правил,
Я машину здесь поставил,
На стоянку у ограды –
Отдыхать ей тоже надо.
(Место стоянки)
Правильно, наша следующая игра называется: «Цветные автомобили».
Подвижная игра «Цветные автомобили». Всем детям раздаются рули 3 цветов, на месте парковки расставлены кегли тех же цветов. По сигналы «машины» должны занять места на парковке, соответствующие их цвету.
Г-н полицейский: Молодцы, все очень внимательные, правильно находили свои места для парковки.
Ведущий: Вы жизнь свою оберегайте
И правила дорог не нарушайте.
Не зря говорит русский народ,
Что бережёного бог бережёт!
Г-н полицейский: Теперь я вижу, что вы готовы пойти в школу. И пусть вам в пути светит только зеленый свет. Никогда не забывайте правила дорожного движения, соблюдайте их.
Ведущий: Ну а для того чтобы вы закрепили все свои знания, полученные сегодня, мы дарим вам цветные мелки. Вы пойдёте на прогулку и нарисуете на асфальте всё что запомнили: дорожные знаки, светофоры, автомобили и т. д.